Рекомендации по рабочим программам

Муниципальное образовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Рыбинского района Ярославской области

 

Рекомендации по рабочим программам

Приложение к письму № 23/ 01-10

Департамента образования

Ярославской области

от 12.01.2006  

 

Рекомендации по разработке и утверждению

рабочих программ учебных курсов

 

В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования  в лице ее федеральных органов государственной власти.

В настоящее время  в практике работы общеобразовательных учреждений используются Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 322 от 09.02.1998г. и Базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. 

В большинстве образовательных учреждений области реализуется содержание образования, основой которого являются примерные программы, подготовленные в соответствии с обязательным минимумом содержания  общего образования и рассчитанные на количество часов, отводимых на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России №322 от 09.02.1998г.

Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089 утвержден федеральный компонент государственного образовательного стандарта. На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта созданы  примерные программы, которые рассчитаны на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Данные программы являются инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях.  (Перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы размещены на сайте Минобрнауки РФ: www.mon.gov.ru и опубликованы в приложениях к журналу «Вестник образования» под ред.  А.Г. Свинаренко. Подписные  индексы агентства  «Роспечать» -  81633 и 81881).

Примерная программа является основой для создания рабочих программ и ориентиром при разработке авторских.

Авторская программа   (программа, разработанная одним или группой авторов) – документ, созданный на основе  государственного образовательного стандарта, определяющий содержание образования определенного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.

Рабочая программа - документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на  учебный год или ступень обучения.  Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе»,  «Рабочая программа  основного общего образования по биологии».

Рабочие программы  представляются на утверждение  руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель  вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие  требованиям государственного стандарта.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

 Структура рабочей программы учителя может быть следующей:

- титульный лист (приложение 1);

- пояснительная записка;

- календарно - тематический план (приложение 2) или тематическое и поурочное планирование  (приложение 3) с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий;

- требования к уровню подготовки обучающихся.

Титульный лист должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- название курса для изучения, которого написана программа;

- указание параллели, на которой изучается курс;

- Ф.И.О. учителя;

- гриф утверждения программы  (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);

- год составления программы.

В тексте пояснительной записки следует указать:

- на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа;

- внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;

- используемый учебно-методический комплект (в соответствии с Образовательной программой учреждения);

-  количество часов, на которое рассчитана рабочая программа.

В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков,  последовательность и  количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы (см. приложение 2). Допускается составление  отдельно тематического и поурочного планирования (см. приложение 3).

В  блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить  требования по  рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания учитель в пояснительной записке указывается на основе, какой  программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть  приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.

 

Приложение №1

 

Утверждена приказом

руководителя

образовательного учреждения

№_______ от_________

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного курса ________________________________в_______классе

(наименование предмета)

 

 

 

Учителя_______________________

 

 

 

200__г.

Приложение №2

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов

Из них

Примечание

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Экскурсии

I

Название изучаемой темы № I

***

часов

***

часов

***

часов

 

 

1.1

Тема урока 1

 

 

 

 

 

1.2

Тема урока 2

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***

часов

***

часов

***

часов

 

 

Приложение №3

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Дата

Лабораторные и практические (тема)

Контрольные и диагностические материалы (тема)

Экскурсии

1

Название изучаемой темы № 1

***

часов

***

час.

***

час.

 

 

2

Название изучаемой темы №2

 

 

 

 

 

3

Название изучаемой темы №3

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***

час.

***

час.

***

час.

 

 

 

Поурочное планирование

п/п

Тема урока

Примечание

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»